Давайте посмотрим, что предлагают нам в качестве смысла
жизни сегодня любители поучить людей. Философия, как мы видим из статьи А.
Горелова «О
смысле жизни», вообще воздерживается от готовых рецептов.
М.
Лайтман в своём видении Каббалы размышляет о смысле жизни и отвергает его
полностью: «Исследователи многих поколений размышляли над этим, пока не
утомились в поисках ответа. А в нашем поколении уже никто даже
поднимает этот вопрос. Но он остался в нас без ответа во всей своей силе
и горечи. И подчас возникает в нас, застигая врасплох, прожигая разум и
унижая в прах, прежде чем нам удается найти всем известное "ухищрение"
- забыться в потоке жизни, как всегда... В разрешение этого вопроса и
раскрывается тебе Каббала! В его разрешении, ты - человек. В его скрытии, еще
нет!».
Казалось бы, он
вторит З. Фрейду: «Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное
количество раз. Удовлетворительный ответ на него пока что не был найден. Может
быть, его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не
имеет никакого смысла, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого
рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот
вопрос. Его предпосылкой является человеческое сомнение, с многообразными проявлениями
которого мы уже знакомы. Ведь не говорят о смысле жизни животных, разве что
в связи с их предназначением служить человеку...».. Как видим, с позиции знания
и понимания жизни таких столпов, как Михаэль Лайтман и Зигмунд Фрейд, о смысле
жизни человека вообще неприлично спрашивать. Может быть, потому и современные
философы помалкивают?
Непонимание работы нашего сознания привело человечество ко
лжепсихологии, когда психологи заявляют свои права на теорию сознания, а сама
психика человека выдаётся за некий хорошо управляемый самим человеком механизм.
Остаётся лишь удивляться тому, как можно не замечать, что выход психики на
первые роли является нонсенсом? Что нельзя максимизировать, так это психические
проявления.
В этом В.
Франкл пошёл всё-таки дальше психологии и вышел в область критериального
сознания и духовности, не понимая этого. Он пишет: «Вот почему я говорю о воле
к смыслу в противоположность принципу удовольствия (или, как мы можем обозначить
это, стремлению к удовольствию), на котором центрируется психоанализ Фрейда,
а также в противоположность воле к власти, акцентируемой в психологии Адлера».
Ещё там же: «оказывается не терапия в обычном смысле, но, скорее, логотерапия
- терапия, которая затрагивает духовное измерение человеческого существования.
Действительно, «логос» по-гречески означал не только «смысл», но и «дух». Духовные
явления, такие как стремление человека к осмысленному существованию, равно как
и фрустрация этого стремления, трактуются логотерапией в духовных терминах.
Они принимаются с искренностью и серьезностью, вместо того чтобы прослеживать
их до бессознательных корней и источников, т. е. трактовать в терминах инстинктов».
Ещё там же: «главным стремлением человека является не получение удовольствия
или избегание страдания, но, скорее, поиск смысла. Вот почему человек готов
даже страдать, при условии, разумеется, что его страдание имеет смысл».
То, что смысл жизни относится к духовной сфере,
подчёркивали и религиозные деятели. Например, Серафим Саровский говорил:
«Смыслом жизни человека является стяжание Духа Святого». Однако понятие Духа
Святого является неопределённым. Можно рассматривать его как некую энергийную
составляющую Бога. Однако, это слишком материализованное представление. Скорее
всего это понятие относится к вершинным сферам смыслового наполнения Природы её
Мерой.
Чем определяется смысл жизни? На вопрос «Имеется в
человеческом обществе некий общий понятный смыл жизни, который можно
рекомендовать с позиций философии как науки без ухода в сторону религии?» сами
философы отвечают отрицательно, предоставляя человеку самому выбирать для себя
смысловую вершину жизни (О
смысле жизни).
Некоторые люди говорят, что смысл жизни – это свет жизни,
это высшая истина. Конечно, не спорю, это справедливо. Однако, такие
определения, как правило, не могут дать инструмента, с помощью которого можно
оценить сам смысл жизни. К сожалению, даже учёный мир пока не понял, чем
определить смысл жизни. На самом деле такой инструмент есть и его применение
проявляется в сравнении смыслов разного порядка, разного уровня путём применения
творческой операции максимизации: что максимизирует данный человек, то и
является смыслом его жизни. В разное время это может разная идея, которая
обязательно находит своё отражение в материальных усилиях, в манипулировании
ресурсами данного конкретного человека.
Давно известно, что душа имеет две половинки: чувственную и
духовную. Чувственная призывает нас максимизировать наслаждение, удовольствие,
делая из нас наркоманов. А духовная максимизирует совесть и любовь ко всем.
Если бы смысл жизни человека находился на вершине меры
чувственной сферы, то мы бы мало чем отличались от животных. А стремление
максимизировать наслаждение привело бы нас к вымиранию как наркоманов, так как в
этом случае человек теряет меру добра и зла.
Представление совести как высшей Меры Природы намного ближе
к высшему смыслу жизни, если только смысл жизни представить в виде пирамиды
смыслов. Тогда нравственная жизнь давала бы нам все возможности для реализации
любой созидательной идеи как временного смысла жизни, направленной на развитие
общества с полным проявлением самых лучших качеств личности. Именно так служение
Богу религиозной личности в идеале направлено на осознание пространства Меры
Природы с вершиной понимания меры добра и зла. К сожалению, религиозный аспект
жизни традиционно и исторически сформировался таким образом, что за меру
служения Богу почти в каждой религии было выбрано пространство жизни с ложным
критерием деления на добро и зло, на своих и чужих, друзей и врагов. На этой
почве возникла непреодолимая враждебность религий, неимеющая никакого отношения
к истинной Вершине Меры Природы.
Вопрос о признании надрелигиозного природного Единого
Критерия Жизни, Логоса, может быть разрешён лишь при участии науки тогда, когда
последняя сама признает критериальную иерархическую основу Мира. 03.08.11.
Главные
открытия Геннадия Мира:
Сознание Природы Концепция
Языка Андрогинность поведение, сознания,
психики
Критериальный ум. Основания
и рассуждения. Парадигма Университет
критериально-системных знаний Портала духовных концепций Геннадия
Мирошниченко (Г. Мир)
Конференция "Человек Будущего":
ТОМ 1,
ТОМ 2 и ТОМ 3 (содержание,
бумажный и электронный варианты) Текущие
новости Портала Каталог
книг Г. Мира (проза, поэзия, драма, медицина, психология, философия)
Каталог новых книг
Г. Мира
Каталог работ по критериальным
исследованиям
Книжные новинки Портала Карта
сайтов Портала Каталог Концепций Портала
Каталог Проектов Портала Каталог методик и психотехнологий
Литературные страницы
Доклады участников конференции Словарь критериальных понятий Статьи о новом знании и деятельности
Г. Мира: Статьи
Часть 1 Статьи
Часть 2
Парадигма и Главные идеи
Некоторые
отзывы о произведениях и деятельности Г. Мира
|